Веб-страница Александровой С.Е.

Александрова Светлана Елизаровна

Учитель-логопед

Персональный сайт https://nsportal.ru/user

Образование: высшее.

Окончила: МГПОУ - 2006г, учитель - логопед, социальный педагог.

Стаж педагогической работы: 10 лет.

Квалификационная категория: первая 

В дошкольном учреждении: 10 лет.

Курсы повышения: 

БОУ ДПО (ПС) С «Чувашского республиканского института образования» Минобразования Чувашии» "Коррекционно - развивающая работа с детьми дошкльного и младшего школьного возраста с речевыми нарушениями",2011г. 

ФГБОУ ВПО "ЧГПУ им. И. Я. Яковлева "Актуальные проблемы коррекции нарушений речи ФГОС " 2015г.

ФГОС 2015, АНО ДПО "Институт проблем образовательной политики "Эврика" г.Москва 2015г.

Награды:

- Почётная грамота управления образования г. Чебоксары, 2015 г.

- Почётная грамота Чебоксарского городского Собрания депутатов, 2015 г.;

- Почётная грамота управления образования администрации г. Чебоксары, 2018 г.;

- Благодарственное письмо главы города и главы администрации г. Чебоксары, 2018г.

Советы учителя-логопеда

- Артикуляционный уклад звуков

-Двадцать простых советов логопеда

Дыхательная гимнастика - залог здоровья 

- Когда обращаться к логопеду 

- Комплекс упражнений 

- Почему детям необходимо читать 

-Артикуляционная гимнастика в домашних условиях

- Су джок

- Что нужно знать родителям о причинах нарушений в речи

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ.

4 месяца
Произносит гласные звуки, близкие к «а», «ы», «у», возможно с сочетанием с согласным «г» (гулит).

10 месяцев
Произносит серии одинаковых слогов: «дядядя», «бабаба», «мамама» (лепечет).

1 год 6 месяцев
«Говорит на своем языке» — произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Знает, кто такие «папа», «мама», «деда», «баба» и т.п. Хорошо развито звукоподражание. Произносит односложные или двухсложные слова: «папа», «мама», «на», «да», «дай» и т.п. Показывает где у куклы глазки, носик и т.д., те же части тела показывает и других.

2 года
Пытается произносить трехсложные и четырехсложные слова. Вставляет отдельные слова в знакомые стихотворения, называет картинки. Свои просьбы оформляет в виде словосочетания или простого предложения с пропуском предлогов: «положи мяч стол». Использует дательный падеж для обозначения лица: «дай Вове», обозначает направление, опуская предлог: «иди маме». Использует творительный падеж в значении орудийности действия: «бить молотком», предложный падеж со значением места: «лежит сумке». Произносит простые предложения из трех—четырех слов. Сложносочиненные предложения: «это мой большой мишка». Начинает употреблять в речи предлоги.

3 года
Повторяет наизусть двустишия и четверостишия. Строит многословные, в том числе сложноподчиненные предложения: «когда папа придет с работы, мы пойдем гулять». Ребенок понимает кто он: мальчик или девочка. Выдумывает забавные словечки и выражения. Наступает возраст негативизма, так называемый «кризис трех лет». Родители должны понимать, что в этот период малыш просто учиться управлять собой, познает границы дозволенного, ищет выходы из конфликтных ситуаций. Для будущей жизни такой опыт ему просто необходим. Задача родителей — проявить терпение и понимание.

4 года
В этом возрасте малыш должен уметь правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения.

5 лет
В этом возрасте малыш использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т.д.). Употребляются все предлоги, в том числе в активную речь входят сложные предлоги (из-за, из-под и т.п.). Совершенствуются возможности пересказа. Образуют прилагательные от существительных (железо — железный). Заканчивается формирование правильного произношения согласных.

6 лет
Дети этого возраста должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка. Полностью усваивается слоговая структура слов. Самостоятельно определяют наличие звука в слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, выделяют ударный гласный, первый и последний звуки в слове. Идет пополнение активного и пассивного словарного запаса. В этом возрасте ребенок должен самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

Роль семьи в развитии речи детей

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно овладевает правильным произношением.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.).

Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.
Вы должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Ребёнок мой родной!

Мы любим своего ребенка, заботимся о нем, стараемся, чтобы у него было все необходимое.

А как мы обращаемся к нему?

• Ты самый любимый!

• Ты просто прелесть!

• Ты очень многое можешь!

• Спасибо!

• Что бы мы без тебя делали!

• Иди ко мне родной!

• Садись с нами!

• Я помогу тебе!

• Я радуюсь твоим успехам!

• Завтра у тебя обязательно получится!

• Расскажи мне, что с тобой!

• Что бы ни случилось – твой дом – твоя крепость!

Старайтесь всегда находить добрые слова.

Они ласкают душу ребенка,поддерживают в трудную минуту,внушают уверенность в своих силах, возможностях.

Недостатки развития речи дошкольника и их проявления в школе

Педагогов и врачей уже давно волнует обстоятельство, что в последние десятилетия во всем мире растет количество детей с нерезко выраженными отклонениями в развитии. Эти отклонения наблюдаются и в речевом развитии. У ребенка может, например, несколько запаздывать появление фразовой речи, дольше обычного срока задерживаться «детское» произношение некоторых звуков, могут наблюдаться отдельные неправильности в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении и т.д. Речь ребенка в целом вполне понятна и не вызывает у него трудности в общении.

Но дело резко меняется с началом обучения в школе, когда к речи предъявляются повышенные требования. Все дети с отставанием (пусть даже небольшим) в речевом развитии как бы сразу «высвечиваются» уже на самых первых этапах обучения чтению и письму. Многие из них с большим трудом овладевают этими сложными процессами, а в дальнейшем пишут с множеством специфических ошибок, которые не удается преодолеть обычными школьными методами. Знание грамматических правил здесь не поможет, к тому же ребенок как бы «не умеет» эти правила применять.

В дальнейшем дело осложняется тем, что к плохим оценкам добавляются отклонения в поведении ребенка, его повышенная утомляемость и нервозность, поскольку приготовления уроков в большинстве случаев затягивается до поздней ночи. В итоге всего этого - негативное отношение к школе, конфликтная обстановка в семье.

Рассмотрим примеры специфических ошибок у детей на письме и разберем их причины. Речь пойдет о некоторых основных группах специфических ошибок письма, не связанных с незнанием грамматических правил.

Смешение свистящих и шипящих, звонких и глухих, букв л и р. В этих случаях ребенок пишет вместо шапка – сапка, калтина вместо картина, томик вместо домик, ден вместо день и т.д.

Почему же так происходит. А потому, что в устной речи ребенок называет мишку «миской», шапку «сапкой» из-за того, что у него нет звука «Ш» или он заменяет его другим звуком. В этом случае родители не позаботились, чтобы у ребенка были все звуки.

В нашем детском саду в этом плане проводится большая работа. Логопед ставит звуки и при помощи воспитателей автоматизирует и вводит в речь. Тут многие родители успокоились «У моего ребенка все звуки есть, и ему это не грозит». Но тут важно не только правильно произносить звук, но и уметь отличать его на слух от других. Такая работа очень важна в детском саду, логопед и воспитатели на своих занятиях учат различать звуки с помощью многочисленных игр и упражнений по развитию фонематического слуха у детей.

Следующей специфической ошибкой является слитное написание слов в предложении, пропуск гласных и согласных букв в слове, перестановка букв. Почему же происходят такие нарушения. Основная причина в том, что ребенок не овладел навыками анализа слова и просто не представляет себе их структуры. В детском саду детей учат определять количество слов в предложении, их последовательность, количество звуков в слове и их последовательность. С помощью разнообразных игр ребенок овладевает звуко-слоговым анализом.

Следующей специфической ошибкой являются, так называемые аграмматизмы, т.е. написание вопреки правилам грамматики русского языка. В этом случае ребенок не умеет согласовывать слова в предложении (например, «Вова сидит стул» вместо «Вова сидит на стуле»)  и не умеет правильно пользоваться родом, числом (например, «река покрылось льдом» вместо «река покрылась льдом»). Поэтому детском саду детей учат согласовывать разные части речи, правильно употреблять их в словосочетаниях, в связной речи.

А так же специфической ошибкой на письме является оптическое смешение букв, сходных по написанию – б-д, м-л, и-ш, п-т и др. Можно подумать, что ребенок не выучил буквы. Но здесь причина гораздо глубже – недостаточно сформированы пространственные представления («выше-ниже», «справа-слева», «ближе-дальше»). Логопед и воспитатель на своих занятиях уделяет большое внимание формированию пространственных представлений у детей.

Теперь вы знаете, какие бывают основные нарушения на письме у детей в школе, знаете, какая работа ведется в нашем детском саду, и, наверное, успокоились, решили, что очень хорошо, что с моим ребенком занимаются. Однако родителям нельзя расслабляться. Хочется верить, что среди вас нет равнодушных. Исправить недостатки на письме и чтении можно, но на это уйдет много времени. А, как известно, легче предупредить, чем исправлять последствия.